Авторитет Вед

Веды представляют собой вечное трансцендентное знание, запись «космических звуков истины». 

Историческое название индуизма на санскрите — санатана-дхарма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. 

Считается что у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствуют единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований.



Дать определение индуизму трудно из-за широты спектра объединяемых им традиций и верований.

Как правило, общим термином «индуизм» называют семейство разнородных традиций, принимающих авторитет Вед.

В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити.

Веды (санскр. — «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.

Веды относятся к категории Шрути («услышанное»). В индуизме тексты шрути считаются апаурушея — богооткровенными, не имеющими автора. Они представляют собой вечное трансцендентное знание, запись «космических звуков истины». Согласно традиции индуизма, это знание передавалось в устной форме святыми мудрецами со времён появления вселенной, и затем, в начале настоящей эпохи Кали-юги, было поделено на четыре Веды и кодифицировано.

Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам.

Веды разделены на четыре части (турия), это: «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхарваведа». Принято считать, что первые три составляли изначальный ведийский канон, называемый трайи — «тройственная видья», что можно перевести как «тройственная священная наука»:
  • Повторение мантр — «Ригведа»
  • Совершение жертвоприношений — «Яджурведа»
  • Обрядовое воспевание мантр — «Самаведа».

В дополнение к шрути («услышанное»)  — изначальным ведийским писаниям существует также категория священных писаний - Смрити (санскр. - «запомненное»), к которым принято относить:
  • Дхарма-шастры или законы. 
  • Итихасы или истории, сказания. (К их числу принято относить эпосы «Махабхарату» и «Рамаяну»).
  • Пураны или древние былины. Дополнительные священные писания индуизма, в которых Вишну, Кришна или Шива превозносятся как Верховные формы Бога.
  • Веданга состоит из 6 категорий текстов: Шикша, Вьякарана, Чандас, Нирукта, Джьотиша и Калпа.
  • Агамы или доктрины. Делятся на три основные части: вайшнавские, шиваитские, и шакта. Другой вид их категоризации: Мантра, Тантра, и Янтра.
Пураны позиционируются как «Пятая Веда». Пураны состоят из 18 книг и делятся на Маха- («великие») и на Упа- («дополнительные»). Согласно «Матсья-пуране», в них излагаются пять основных предметов, называемых Панча-лакшана («пять отличительных чёрт»):
  1. Сарга — сотворение вселенной.
  2. Пратисарга — второстепенные творения, повторное творение после разрушения.
  3. Вамша — генеалогия богов и мудрецов.
  4. Манвантара — сотворение человеческой расы.
  5. Вамшанучаритам — истории династий.
Маха-пураны также принято делить на три категории согласно Тримурти:


Брахма Пураны, Вишну Пураны, Шива Пураны.

В соответствии с классификацией, описанной в одной из Пуран «Падма-пуране», они делятся на три категории согласно трём гунам (качествам) материальной природы — благости, страсти и невежества.

Говорится, что шесть из Маха-пуран особенно благоприятны для изучения тем, кто находится в гуне благости, шесть для тех, кто находится в гуне страсти, и шесть для тех кто находится под влиянием гуны невежества. Итак, согласно «Падма-пуране» к этим трём категориям относятся следующие Пураны:

Саттва («благость»): Вишну-пурана, Бхагавата-пурана, Нарадея-пурана, Гаруда-пурана, Падма-пурана, Вараха-пурана

Раджас («страсть»): Брахманда-пурана, Брахма-вайварта-пурана, Маркандея-пурана, Бхавишья-пурана, Вамана-пурана, Брахма-пурана

Тамас («невежество»): Матсья-пурана, Курма-пурана, Линга-пурана, Шива-пурана, Сканда-пурана, Агни-пурана

Пураны были составлены Вьясой в начале Кали-юги в конце IV тысячелетия до н. э., т.е. примерно 5.000 лет назад. Пураны являются квинтэссенцией или изложением сути всех Вед, созданные специально для людей века Кали, короткая жизнь которых просто не позволяет им даже бегло познакомиться с огромным сводом знаний Вед. В них приводится множество сведений о том, как человек может защитить себя от его разрушительного влияния. 


"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН