ПАРАМПАРА

Каждый гуру, передающий духовное знание, должен принадлежать к цепи учителей-учеников, во главе которой, как правило, стоит Бог, в противном случае нельзя быть уверенным в чистоте и истинности знания, которое он даёт.


Парампара или Амная - цепь преемственности от учителя к ученикам в индийской культуре. 

В буквальном переводе с санскрита парампара означает «непрерывная цепь преемственности, от одного к другому».

В системе парампары, знание передаётся без изменений из поколения в поколение. По линии парампары могут передаваться самые различные виды знания как в духовной сфере, так и в искусстве, музыке, танцах и образовании.

В религиозной традиции индуизма, парампара также известна как гуру-шишья парампара или гуру-парампара, — цепь духовных учителей или ученическая преемственность, по которой передаётся духовное знание. 

Согласно «Бхагавад-гите» и другим священным писаниям индуизма, эту систему установил Сам Бог и с её помощью знание сохраняется в своём первозданном виде. Парампара подтверждает истинность или авторитетность получаемого знания. Она помогает избежать измышлений и подмены истинных ценностей второстепенными. 

Каждый гуру, передающий духовное знание, должен принадлежать к цепи учителей-учеников, во главе которой, как правило, стоит Бог, в противном случае нельзя быть уверенным в чистоте и истинности знания, которое он даёт. В некоторых традициях, не может одновременно существовать более чем одного действующего гуру в линии преемственности каждой школы (сампрадаи).

В контексте индуизма, парампара является важнейшим условием существования сампрадаи* — она представляет собой механизм, обеспечивающий её сохранность путём передачи определённой традиции через духовную преемственность от гуру к ученику. Каждый последующий в такой преемственности — ученик предыдущего; так, через связь учитель—ученик передаётся знание и формы религиозного опыта. «Звеном» парампары может считаться лишь индивидуум, достигший полного контроля над собой, — это является необходимым условием его нравственного и духовного совершенства и предохраняет сампрадаю от искажений. Каждая сампрадая имеет специальные списки «звеньев» парампары, в которых можно проследить её генеалогию. Представляя собой развёртку сампрадаи во времени, гуру-парампара обеспечивает её неизменность и выражает её диахронный аспект. Именно эти характеристики, наряду с принадлежностью к аутентичной сампрадае, часто являются условием традиционности школы или учения в индуизме.

В некоторых традиционных индийских формах образования, ученик живёт с учителем как член его семьи, получая от него знание. В системе парампары, ученик почитает не только непосредственно своего гуру, но и предыдущих, в особенности трёх последних гуру. Обычно их называют кала-гуру или четыре гуру:

  • Гуру — непосредственно гуру
  • Парама-гуру — духовный учитель гуру
  • Парапара-гуру — гуру парама-гуру
  • Парамешти-гуру — гуру парапара-гуру

АДВАЙТА-ВЕДАНТА ПАРАМПАРА (Шанкары):


ПАРАБРАХМАН Шри НАРАЯНА -
БРАХМА-ПРАДЖАПАТИ -
Шри ВАСИШТХА -
Шри ШАКТИ -
Шри ПАРАШАРА -
Шри ВЬЯСА ДВАЙПАЯНА -
Шри ШУКА -
Шри ГАУДАПАДА -
Шри ГОВИНДАПАДА -
Шри ШАНКАРАЧАРЬЯ -
Шри СУРЕШВАРАЧАРЬЯ, Шри ТОТАКАЧАРЬЯ, Шри ХАСТАМАЛАКА, Шри ПАДМАПАДА, и др.

Учителя АДВАЙТА-ВЕДАНТЫ 19-20 вв..: 

Шри Рамакришна Парамахамса,
Шри Свами Вивекананда,
Шри Рамана Махарши,
Шри Свами Брахмананда Сарасвати (Шанкарачарья Севера 1941-1953),
Шри Свами Шивананда Сарасвати (Великий Йогин из Ришикеша).

*Санскритское слово сампрадая обладает авторитетным и сильным значением, которое невозможно полностью передать его переводом на русский язык.
Наиболее близким по значением к термину «сампрадая» пожалуй является слово «традиция», если понимать под традицией совокупность передаваемых от одного поколения к другому элементов религиозной и богословской доктрины, форм религиозного опыта, религиозной практики, этикета, нравственных установок, форм социальной жизни и т. д. Сампрадая представляет собой единство этих элементов, вобравшее в себя всю прошлую традицию и представляющее её в настоящем. Частью понятия сампрадаи является её соотнесённость с другими традициями, а также способность, не меняясь со временем, быть живым источником знаний и опыта.

Сампрадая представляет собой духовный канал, цепь взаимоотношений, которая поддерживает ясную религиозную идентичность и преемственность на протяжении истории. К сампрадае можно присоединиться получив дикшу в определённой парампаре — таким образом, понятие «сампрадая» тесно связано с гуру-парампарой — линией, в которой духовные учителя выступают как переносчики и передатчики традиции.

Сампрадая — это набор практик, отношений и определённое мировоззрение, которые передаются, и в процессе этой передачи переформулируются и пересматриваются каждым последующим поколением последователей. Система сампрадаи помогает поддерживать культурную и философскую продолжаемость традиции из прошлого, и в то же самое время обеспечивает базу для необходимых перемен внутри самой традиции, которые осуществляются принадлежащими к ней людьми.

"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН