Когда этот видимый мир не существует, Сат Брахман один лишь есть, который постоянно в своей внутренней Самости Атмане созерцают йогины.
Брахма сказал:
1. О брахман, лучший среди божественных существ, о благом
предмете спросил ты меня, оказав услугу мирам и желая им блага.
2. Я поведаю тебе все и о достойных почитания принципах Шивы,
слушанием о которых грехи людей разрушаются.
3. Никогда принципы Шивы ни Его высшие восхитительные формы
не были постигнуты полностью ни мною, ни Вишну, ни кем-либо еще.
4. Во время Махапралайи, когда растворяются все подвижные и неподвижные объекты мира, все погружается в кромешную тьму без солнца, планет и звезд.
4. Во время Махапралайи, когда растворяются все подвижные и неподвижные объекты мира, все погружается в кромешную тьму без солнца, планет и звезд.
5. Не существует тогда луны. Дни и ночи не различаются. Нет ни огня, ни ветра, ни земли, ни воды. Нет непроявленного изначального бытия. Все существующее - одна полная пустота, лишенная всех светящихся высвечивающихся элементов.
6. Нет ни Дхармы, ни адхармы, ни звука, ни осязания. Запах и цвет - также непроявлены. Нет вкуса. Стороны света неразличимы.
7. Так тогда лишь кромешная тьма, названная Ведами "Существованием и Брахманом" одна существует.
8. Когда этот видимый мир не существует, Сат Брахман один лишь есть, который постоянно в своей внутренней Самости Атмане созерцают йогины.
9. Это невозможно постичь умом. Это вообще не может быть выражено словами. Это не имеет ни имени, ни цвета. Это - ни тонкое, ни толстое.
10. Это - ни короткое, ни длинное. Это - ни легкое, ни тяжелое. Нет в этом ни возрастаниями, ни убывания.
11. Веды говорят, что это содержит в себе все что только существует и может существовать. Это - Сияние, Истина, Знание, Вечность и великое Блаженство.
12. Это неизмеримо, без опоры, неизменно, бесформенно, безатрибутно, воспринимаемо лишь истинами, всеподдерживающее и единственная причина Вселенной.
13. Это свободно от противоположностей, не имеет начала, свободно от иллюзии и ее порождений производных, без второго, не имеющее ни начала ни конца, ни развития. Это - форма чистого Знания.
14. Люди сомневаются, давая Этому название. То Сущее со
временем возжелало, как говорится, второго.
15. Сущее, не имеющее Своей собственной формы, пожелало
творить в ходе своей собственной игры, благоприятные формы, наделенные всей
силой, качествами и знанием.
16-18. Форма, что движется повсюду, что включает в себя все
прочие формы, что видит все, которая - причина всего, которую следует почитать
всем, которая существует в начале всего, что дарует все, и которая освящает
все, возникла как форма Ишвары чистой природы. Изначальное Сущее без второго,
без начала и конца, что озаряет Своим Светом все, - то, что есть Чит чистое
Сознание как таковое, то, что называется Высшим Брахманом, всеподдерживающим и
неуничтожимым, исчезло сокрылось. Проявленная форма бесформенного Сущего -
Садашива. Ученые прошлого и последующих эпох воспели это как Ишвару.
19. Хотя и единый, Ишвара творит физическую форму Шакти из Своего
тела и как Свое тело. Эта Шакти никоим образом не воздействует на Его тело.
20. Эта Шакти называется различными именами: Прадхана,
Пракрити, Майя, Гунавати, Пара, Матерь Буддхи-таттвы, Викритиварджита
"Лишенная изменений"
21. Эта Шакти - Амбика, Пракрити и Богиня всего. Она -
первая причина и Мать всех трех Божеств т.е. Брахмы, Вишну и Махеши*
22. Она - восьмирука. Лик Ее отдает отсвечивает чудесным
сиянием - сиянием тысячи лун. Тысячи звезд сияют вокруг Ее лица.
23. Она украшена всевозможным убранством, обладает различным
оружием. Она способна на различные изменения и движение. Ее глаза сияют как
расцветшие лотосы.
24. Она обладает сокровищем, которое трудно воспринять. Она
-порождающая причина всего. Популярно Она известна как Майя. Единая, Она проявляет
Себя в различных формах.
25. Высший Пуруша - Шива, называемый Шамбху*. Нет никакого
иного Господа над Ним. Он удерживает Мандакини Гангу на Своей голове, а лоб Его
украшен четвертью луны. Он - трехокий.
26. Пятиликий, всегда исполненный радости, десятирукий,
держащий тришулу - трезубец. Он - белый и чистый как камфора. Тело Его полностью
покрыто умащено пеплом.
27. Тот Брахман в форме Калы "Времени" вместе с
Шакти, одновременно создал святую обитель, называемую Шивалокой - миром Шивы.
28. Оно же называется Кашика, превосходный святой центр, -
оплот спасения, сияющий надо всем.
29. Святая обитель обладает природой высшего блаженства,
поскольку изначальные Возлюбленные т.е. Шива и Шакти, в высшей степени полные
блаженства, сделали тот прекрасный святой центр своей постоянной обителью.
30. О мудрец, тот святой центр никогда, даже во время
Великого Растворения, не теряет присутствия там Шивы и Его Шакти. Поэтому он
называется Авимукта.
31. Поскольку святой центр - причина достижения Блаженства.
Пинака капани Шива назвал его "полным блаженства лесом" и позднее -
Авимукта.
32. О божественный мудрец, полный блаженства, наслаждающиеся
Своей игрой два Божеcтва Шива И Шакти, говорится, пожелали сотворить другое
существо.
33-З8. Шива подумал в Себе Самом примерно следующее так:
"Необходимо сотворить другое существо. Пусть оно творит все остальное,
защищает его и в конце концов пусть разрушает его т.е. мир с Моего
благословения. Поручив ему все, Мы Двое оставаясь в Каши, будем странствовать
свободно как пожелаем, оставив за собой лишь прерогативу спасения освобождения.
Мы можем счастливо оставаться в этом полном блаженства лесу, будучи свободными
от бед творения". Верховный Господь излил нектарную сущность на Свою левую
сторону - на ее десятую часть, - нектар, который появился от пахтания океана
Его сознания, в котором Мысли были волнами, саттва-гуна - драгоценным камнем,
раждас - кораллом, а тамас - крокодилом. Вслед за этим появилось существо
прекраснейшее в трех мирах, наполненное саттва-гуной как преобладающей из трех
гун, явившееся как океан неизмеримого могущества.
39. О мудрец, он то существо был наделен терпением. Не было
никого подобного ему. Он имел цвет сапфира. Славный, он сиял своими
восхитительными глазами-лотосами.
40. Его образ был золотой и превосходными членами. Он носил
два покрова одеяния из тканного золотом шелка. Его руки были загорелыми и
бриллиантово подобными. Он был неутомим.
41. Он поклонился Шиве Парамешваре* и сказал: "О
Господь, дай мне имена и укажи, что мне делать".
42. Выслушав это, Господь Шива рассмеялся. Громоподобными
словами Он обратился так к созданному, появившемуся Существу.
Шива сказал:
43. "Ты станешь известным как Вишну по имени, ибо ты
поддерживаешь все. У тебя будет также много других имен, приносящих счастье
преданным.
44. Соверши надлежащую аскезу ради обретения творческой силы
и постижения сути всего. Будь тверд в ней т.е. в аскезе" - сказав это,
Господь вдохнул в него знание Вед.
45. Шива скрылся из виду в сопровождении Шакти и Своих ганов (слуг). Оказав подобающее почтение Шиве, Вишну начал великую аскезу.
46. Даже после выполнения аскезы в течении двенадцати тысяч
божественных лет, Вишну не обрел желаемого видения Шивы, что дарует все.
47. Он засомневался усомнился и, с почтением медитируя на
Шиву, поинтересовался:"Что мне делать теперь?"
48. Тогда прозвучавший благоприятный голос Шивы ответствовал
ему: "Снова совершай аскезу, чтобы устранить сомнения"
49. Услышав это, Вишну совершил ужасную аскезу, весьма
длительную, следуя практике созерцания.
50. То Существо Вишну стало просветленным, следуя пути
созерцания. Радостный, он удивился:"О, что такое та Истинная
Реальность?"
51. Из тела таким образом испытавшего себя Вишну излились
потоки воды разного вида в результате действия Майи Шивы.
52. О великий риши, Верховный Брахман в форме божественных
вод наполнил Собой всю первозданную пустоту. Простое соприкосновевение с ними
разрушает грехи.
53. Вишну, уставший и утомленный, погрузился в мистический
сон посреди вод. Он пребывал в том блаженно-иллюзорном состоянии, йоганидре
долгое время.
54. Как утверждается в Ведах, его именем стало Нараяна
"Покоящийся на водах". Помимо того Первозданного Существа не
существовало тогда ничего.
55. Тем временем также и таттвы - космичеекие принципы
развились возникли из Великой Души. О мудрейший и великоразумный! Слушай же,
как я перечислю их.
56. От Пракрити произошел Махат - космический Разум, от Махата
-три гуны. Ахамкара - эго возникла в трех формах т.е. в саттвической,
раджасической и тамасической формах в соответствии с тремя гунами.
57. Пять тонких сущностей - танматр, пять бхутов - грубых
элементов, пять кармендрий - чувств деятельности и пять джнянендрий - чувств познания также появились тогда.
58-59. О наипревосходнейший из риши, так я перечислил
таттвы. Все эти таттвы произошли от Пракрити, но не от Пуруши. Они -
бесчувственны и их двадцать четыре числом. Вишну, Пуруша, явил их все по воле
Шивы и впал в свой сон - йоганидру в Брахмане.
Отрывок из "Шива-Пураны" (Глава 6, "Описание природы Махапралайи и происхождения Вишну").
* Тримурти (санскр. «три лика») — так называемая «индуистская
троица» — триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона
(Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя) в единое целое,
представляющее собой духовное начало — Брахмана. Само понятие тримурти часто
трактуется как триединое божество. Считается также, что сами боги Брахма, Вишну
и Шива — всего лишь аспекты, проявления Тримурти.
Согласно индийской
религиозной философии, в образе тримурти соединены три главных верховных
принципа, наблюдаемых в видимом мире — начала творческое (Брахма),
разрушительное (Шива) и охраняющее (Вишну). Все три существуют в одном божестве
и одно во всех трёх, подобно тому, как Веды делятся на три главные части и
всё-таки остаются единой книгой. Все они содержат в себе одно существо, которое
является Парамой (верховным), Гухьей (тайным) и Сарватмой (душой всего мира).
* Шамбху - (санскрит. - благодетельный, подающий помощь) - один из эпитетов (или имен) бога Шивы.
* Парамешвара (санскр. — «Верховный Владыка»); Бог как Личность, как Верховная Личность Бога. Парамешвара представляется как Первый из проявленного, «Бог-Отец-и-Мать». Это именно та форма Бога — имеющая тело — которая проявляется под различными именами и эпитетами в нашем мире, принимающая формы и действующая, руководящая и благословляющая. Термин Парамешвара часто так же используется как синоним бога Шивы.
* Шамбху - (санскрит. - благодетельный, подающий помощь) - один из эпитетов (или имен) бога Шивы.
* Парамешвара (санскр. — «Верховный Владыка»); Бог как Личность, как Верховная Личность Бога. Парамешвара представляется как Первый из проявленного, «Бог-Отец-и-Мать». Это именно та форма Бога — имеющая тело — которая проявляется под различными именами и эпитетами в нашем мире, принимающая формы и действующая, руководящая и благословляющая. Термин Парамешвара часто так же используется как синоним бога Шивы.