Знание и видение вещей - Этап 6

Как только вы ощутили проблеск высшей реальности, реальную связь – вы уже никогда не станете прежним.

Знание и видение вещей как они есть.


Когда воды озера спокойны, они могут отражать без искажений лик луны. Но когда дует ветер, и на поверхности возникает мельчайшая рябь или даже огромные волны,  отражение луны дробится и искажается. Именно так мы видим вещи – в осколках и кусочках,  раздробленными, искривленными.

Только сосредоточенный ум видит вещи, как они есть, видит полную луну, как она есть, полной, совершенной, круглой. И именно к этому этапу мы переходим далее: пол влиянием самадхи, сосредоточения возникает ятхабхута- джнянадаршана – «знание и видение вещей как они есть». 

Этот этап имеет первостепенное значение, потому что он отмечает переход от медитации к мудрости, от психологического к духовному. Как только мы достигаем этого этапа, этапа Вхождения в поток, уже невозможно упасть назад. Согласно традиционным учениям, теперь достижение Просветления обеспечено. 

Один из способов выразить это – сказать, что эти «знание и видение» являются постижением трех характеристик обусловленного существования. Прежде всего, мы видим, что все обусловленные вещи непостоянны, что они постоянно изменяются, что они не остаются одними и теми же даже от мгновения к мгновению. Далее, мы видим, что все обусловленные вещи в конечном счете не приносят удовлетворения. Они могут доставить нам удовольствие на какое-то время, но они не могут обеспечить нам полного и абсолютного счастья, и ожидать его от них – заблуждение. И наконец, в-третьих, мы видим, что все  обусловленные вещи не имеют устойчивой природы и в конечном итоге нереальны.

Соответственно, этот этап представляет собой непосредственное восприятие: проникая сквозь непостоянство обусловленного, вы видите постоянство Необусловленного, проникая сквозь неудовлетворительность обусловленного, вы видите приносящую полное удовлетворение природу Необусловленного, а проникая сквозь непрочность, нереальность, вы видите то, что вечно и бесконечно реально, то, что буддисты Махаяны называют дхармакаей, «телом духовной истины».

Когда вы начинаете видеть вещи таким образом, все ваше мировоззрение радикально изменяется. Вы уже не тот же, что прежде. Как только вы мельком увидели нечто запредельное, заглянули за сцену преходящего, как только вы ощутили проблеск высшего измерения, называйте это как хотите – высшей реальностью,  Абсолютом, даже, если так нужно, Богом, – как только вы уловили проблеск этого – не просто идею, не просто концепцию, не умозаключение, а реальный проблеск, реальный контакт, реальную связь – вы уже никогда не станете прежним. Ваша жизнь изменилась  необратимо. Используя выражение Йогачары, ваше сознание развернулось или начало разворачиваться в самой глубине.


 «Что такое Дхарма? — Сущность учения Будды» У.Сангхаракшита


НАЗАД К ОГЛАВЛЕНИЮ                                                   Далее: Отстраненность и бесстрастие

"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН