Состояние равновесия - естествен­ное осознавание

Обычно мы находимся в горячечном, в возбужденном состоянии - мы активны и возбуждены.

Если вы станете пассивным, возбужденное состояние уйдет. Если вы станете пассивным, ничего не делающим, если вы внутренне расслаби­тесь, то активность уйдет, возбуждение уйдет, горячка станет менее интенсивной. Вы будете испытывать некоторую скуку, вы будете иметь такое ощущение, как если бы ваша осознанность уменьшалась. Это не уменьшение; уменьшается ваш горячеч­ный жар.

И это хорошо, так что не бойтесь этого и не думайте, что пассивность не является реальной. Это сказано вашим умом, который нуждается в горячечной активности и в жаре, идущем от этой активности.



Горячка не является осознаванием, но в горячке вы можете иметь очень нездоровую осознанность, нездо­ровую бдительность. Это болезнь; не стремитесь к ней. Позволь­те ей уйти, опускайтесь в пассивность.

Сначала будет казаться, что ваша осознанность уменьша­ется, а не возрастает.

Позвольте ей уменьшаться, потому что, то, что уменьшается при возрастании пассивности, является вашей возбужденностью, вашей горячностью; вот почему она уменьша­ется. Позвольте ей уменьшаться. Наступит момент, когда вы придете в равновесное состояние. В этом состоянии равновесия не будет ни уменьшения, ни увеличения. Это состояние здо­ровья; теперь горячка прошла.

В этом состоянии равновесия та степень осознавания, которую вы имеете, является реальной, она не является горяч­кой. И если вы сможете подождать прихода этого момента... Это трудно, потому что вначале вы ощущаете, что теряете способ­ность владеть собой, что становитесь мертвым; ваша активность, ваша бдительность, все уходит - ваше расслабление ведет к смерти.

Так кажется, ибо все, что вы знаете о жизни, является лихорадочным. Это не реальная жизнь, это просто горячка, это состояние напряжения, это состояние сверх активности. И вы знаете только одно состояние - состояние горячки. Вы не знаете ничего другого, так как же вы можете сравнивать?

Когда вы станете пассивным, расслабленным, вы почувствуете, что что-то теряется. Позвольте ему теряться. Оставай­тесь пассивным. Когда вы будете точно в точке, где нет никакой горячки, нет никакого возбуждения, тогда установится равнове­сие. Вы будете просто самим собой - не толкаемым кем-то другим в активность, в деятельность.

Теперь активность начнет случаться в вас, но это будет происходить самопроизвольно, естественно. Вы будете делать что-то, но вас на это никто не будет подталкивать.

И каков критерий того, что эта деятельность не является навязанной вам, не является горячечной? Здесь есть главный момент: если деятельность самопроизвольна, то вы не испыты­ваете никакого напряжения из-за нее, вы не будете ощущать никакого бремени. Вы будете наслаждаться ею. И эта деятель­ность станет целью сама по себе; никакой другой цели не будет. Она не будет средством для достижения чего-либо другого; она будет просто излиянием вашей собственной энергии. И это излияние энергии будет здесь и сейчас; оно не будет предназна­чено для чего-то в будущем. Вы будете наслаждаться этим, получать от этого радость.

Какой бы ни была эта деятельность - вскапывание грядок в огороде, или подрезание деревьев в саду, или просто сидение, ходьба или еда - все, что бы вы ни делали, становится абсолют­ной в самой себе, тотальной деятельностью. После нее вы не будете испытывать усталости; вы, скорее, будете чувствовать себя посвежевшим. Горячечная деятельность утомляет вас; это болезнь. Естественная деятельность питает вас; после нее вы чувствуете себя более энергичным, более жизнеспособным. После нее вы чувствуете себя более живым. Это прибавляет вам жизни.

Но вначале, когда вы начинаете становиться пассивным и впадаете в состояние не деяния, это должно ощущаться как потеря осознавания. Нет, вы не теряете осознавание. Вы просто теряете горячечный тип мышления, горячечный тип осознава­ния. Вы установитесь в пассивности, и тогда случится естествен­ное осознавание.

Испытайте это: будьте тотально внимательным, чутко воспринимающим, со все включающим осознаванием. Не кон­центрируйтесь. Каждая концентрация является утомительной, вы чувствуете усталость, потому что вы принуждаете энергию течь неестественным образом. Чистое осознавание включает все. Когда вы находитесь в состоянии пассивности и недеяния, тогда все случается вокруг вас.
Ничто не беспокоит вас, и ничто не минует вас. Все случается, и вы обо всем знаете, вы являетесь свидетелем всего происходящего.

Возник шум: он случается для вас, он входит в вас, затем он проходит, а вы остаетесь таким же, каким были. Все происходит, как в пустой комнате: если в комнате никого нет, а рядом имеет место уличное движение, то шум его входит в комнату, а затем уходит - и комната остается неизменной, как будто ничего не случилось. При пассивном осознавании вы остаетесь неизменным, незатронутым. Все продолжает случать­ся, все проходит через вас, но никогда не прикасается к вам. Вы остаетесь не задетым. При горячечной концентрации все касает­ся вас, все впечатляет вас.

Еще кое-что об этом. У нас, в восточной психологии, есть слово санскара – обуславливание. Если вы концентрируетесь на чем-либо, вы будете обусловлены, вы получите санскару, вы получите какое-то впечатление о чем-то. Если вы просто осозна­ете - пассивно осознаете, не концентрируясь, не фокусируясь на чем-либо, просто пребывая здесь, - то ничто не обуславливает вас. Тогда вы не накапливаете никакой санскары, вы не накап­ливаете никаких впечатлений, никаких воздействий. Вы все время остаетесь девственным, чистым, незатронутым; ничто не касается вас. Если человек может быть пассивно осознающим, то он проходит через мир, но мир никогда не проходит через него.

Один дзэнский монах, Бокудзю, говорил: «Иди и пересеки ручей, но не позволяй воде прикоснуться к тебе». А через ручей около его монастыря не было никакого моста.
Многие пытались сделать это, но когда они пересекали ручей, то, конечно же, вода прикасалась к ним. Поэтому однажды один монах пришел к нему и сказал: «Вы задали нам неразрешимую задачу. Мы пытаемся пересечь этот ручей; через него нет никакого моста. Если бы был мост, то мы, конечно же, пересекли бы ручей, и вода не прикоснулась бы к нам. Но мы вынуждены идти через поток - и вода прикасается к нам».
И Бокудзю сказал: «Я пойду и пересеку его, а вы наблюдай­те». И Бокудзю пересек ручей. Вода, конечно, прикоснулась к его ногам, и они сказали: «Смотрите, вода прикоснулась к вам!»
Бокудзю сказал: «Насколько я знаю, она не прикоснулась ко мне. Я был просто свидетелем. Вода прикоснулась к моим ногам, но не ко мне. Я был просто свидетельствующим».

При пассивной чуткой внимательности, при свидетельствовании вы проходите через мир. Вы находитесь в мире, но мир не находится в вас.

"Виджняна-Бхайрава-тантра" Комментарии Ошо

Комментарии по 112 техникам медитации.

"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН