Путь созерцания (дхьяны)

Достигнув состояния безмятежного созерцания, сознание выходит за рамки добра и зла.

Господь Бог сказал: Я расскажу тебе, как постичь Абсолютную Истину с помощью самопогружения и созерцания. Кто идет этим путем, сердце того наполняется радостью.

Прежде всего нужно стараться как можно лучше исполнять свои обязанности и не браться за чужие. Следует довольствоваться тем, что приходит тебе по милости свыше и не завидовать приобретениям других. Следует искать духовного учителя и, найдя, принять его власть безоговорочно, ибо служитель Истины [гуру] приведет тебя к Истине.


Затем следует отбросить все мирские условности, в том числе отправление религиозных обрядов, и полученную свободу направить на поиск Истины. Также необходимо быть умеренным в еде и жить в уединении вдали от скопления людей.

Нужно стараться не причинять боль другим, быть правдивым, непритязательным в быту, довольствоваться самым необходимым, воздерживаться от любого прелюбодеяния, не потворствовать желаниям плоти, хранить чистоту мыслей, прислушиваться к откровениям святых [священным писаниям], изучать Веды и  преклоняться только перед Абсолютной Истиной, Всевышним Господом.

Следует быть немногословным. Очень важно, чтобы ум йога всегда был умиротворен. Для этого с помощью особых поз и дыхания нужно добиться равновесия воздушных потоков в теле. Следующий шаг – самосозерцание. Оно необходимо, чтобы отвлечь чувства от объектов чувств. Это позволит постепенно погрузиться во внутреннюю реальность. 

Затем йог должен силой ума собрать все жизненные воздушные потоки и направить их в одну точку. В это мгновение заканчивается существование души в материальном мире, и душа [сознание] попадает в область совершенного покоя и безмятежности [самадхи], за которой начинается мир, где Истина движется и играет [вайкунтха-лила]. 

Чтобы сознание действительно погрузилось в игру Абсолютной Истины, необходимо обуздать ум, оскверненный похотью и вечно ищущий предметы потребления. Это можно сделать способом, описанным Мною выше, или иным способом, изложенным в священных писаниях.

Чтобы очистить русла жизненного воздуха, йог должен дышать следующим образом: глубокий вдох, задержка дыхания и долгий выдох. Mожно делать то же самое в обратном порядке. Чем ровнее и медленнее дыхание, тем спокойнее ум. Чем спокойнее ум, тем меньше отвлекаешься на раздражители внешнего мира.

Кто научился управлять дыханием, тому легко избавиться от умственных беспокойств, подобно тому, как золото, помещенное в раздуваемый воздухом огонь, легко очищается от примесей.

Правильное дыхание равномерно распределяет жизненные потоки в теле. Это  позволяет привести в равновесие ум. Когда ум уравновешен, уходит похоть. Когда нет похоти, рвутся последние связи с внешним миром и душа избавляется от последствий прошлых поступков. На этой ступени у души нет препятствий для соприкосновения со Всевышним, Абсолютной Истиной.  

Достигнув состояния безмятежного созерцания, сознание выходит за рамки добра и зла. Его деятельность во внешнем мире останавливается, а то, что кажется деятельностью, не имеет последствий. В этом состоянии свободы, душа имеет возможность связать себя взаимоотношениями с Высшей Истиной. Ложное самомнение – причина радости и печали в мире иллюзий. В отношениях же с Истиной [Всевышним] рождается истинное "я". 

***
Процесс дхьяна-йоги описывается Кришной в шестой главе «Бхагавад-гиты», где он объясняет различные системы йоги своему другу и ученику Арджуне:

"Для занятий йогой надо найти чистое уединённое место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыв её оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть слишком высоким или, наоборот, слишком низким. Усевшись как следует, можно приступить к практике йоги. Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны. Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью. Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога."
***
Таков путь созерцания [дхьяны]  - один из четырех способов, открытый Самим Господом, приблизиться к Всевышнему - Абсолютной Истине. Все они (пути) – составные части служения [бхакти] Ей ибо невозможно приблизиться к Истине, не служа Ей. 

"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН