РАДОСТЬ И ВОСТОРГ - 3 Этап

Ни о чем не сожалеть на самом деле возможно.

В буддизме считается, что, если вы ведете духовную жизнь, вы должны быть счастливы, открыты и безмятежны. Буддизм придает большое значение этому этапу, когда начинаем ощущать счастье, безмятежность и внутренний покой, обладаем ясным сознанием и способностью идти вперед с песней на устах. 

Если человек по какой-то причине выпадает из этого состояния радости (возможно, совершив то, чего не должен был совершать), наполняется печалью и серьезностью, начинает бить себя кулаками в грудь и думать о себе, как об ужасном грешнике, в буддизме считается, что это очень не здоровое состояние сознания, и чем быстрее вы из него выйдете, тем лучше.




Ни о чем не сожалеть на самом деле возможно. Люди слишком часто страдают от иррационального чувства вины, в особенности в отношении вопроса секса, которое издавна внушалось ортодоксальным христианством. Мы должны избавиться от подобных чувств, иначе у нас не будет реальной возможности духовного продвижения.  

Если кто-то действительно совершил ошибку, ему нужно это признать, примириться с этим и создать намерение больше так не поступать. Но, осознав совершенное  и попытавшись это исправить, можно просто выбросить это из головы – просто забыть об этом и идти дальше, оставить это позади: если вы будете и дальше нести этот груз, это не приведет ни к чему хорошему. 

Буддийская традиция предписывает различные способы, с помощью которых можно достигнуть такого психологического эффекта. Если человек ощущает, что на него давит совершенный им неискусный поступок, заключается ли он в большом или в малом, можно просто встать перед алтарем и совершить простирание перед Буддой, а затем обдумать все это и сказать самому себе: «Как я был глуп! Мне действительно не стоило этого делать, мне действительно очень жаль». (Это особенно важно, если совершенный вами поступок причинил вред кому-то еще). Затем вы говорите себе: «Хорошо, я больше не буду так поступать. Я буду очень осторожен, я буду следить за собой, я буду осознан, я буду внимателен». Затем вы читаете определенные тексты, пытаетесь сосредоточить ум  на учениях Будды, пытаетесь восстановить в памяти идеал, к которому стремитесь, если вам хочется, зажигаете несколько свечей и благовония и таким образом очищаете свой ум от сожалений и восстанавливаете ясность сознания, состояние радости (на санскрите это звучит как «прамодья») и счастья.

Восторг возникает в результате высвобождения блокированной энергии, энергии, которая замкнута сама в себе, так сказать, скрыта. В процессе духовной жизни, особенно если человек практикует медитацию, эти блоки исчезают. Человек идет вглубь и открывает в себе определенные глубины, устраняются маленькие комплексы, и энергия, замкнутая в них, освобождается и поднимается. Именно благодаря этому восходящему потоку энергии, ощущаемому как нервной системой, так и умом, человек испытывает восторг (на санскрите -прити).

«Что такое Дхарма? — Сущность учения Будды» У.Сангхаракшита


К ОГЛАВЛЕНИЮ                                                      ДАЛЕЕ: ПОКОЙ И БЛАЖЕНСТВО - 4 Этап

"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН