Ни о чем не сожалеть на самом деле возможно.
В буддизме считается, что, если вы ведете духовную жизнь, вы должны быть счастливы, открыты и безмятежны. Буддизм придает большое значение этому этапу, когда начинаем ощущать счастье, безмятежность и внутренний покой, обладаем ясным сознанием и способностью идти вперед с песней на устах.
Если человек по какой-то причине выпадает из этого состояния радости (возможно, совершив то, чего не должен был совершать), наполняется печалью и серьезностью, начинает бить себя кулаками в грудь и думать о себе, как об ужасном грешнике, в буддизме считается, что это очень не здоровое состояние сознания, и чем быстрее вы из него выйдете, тем лучше.
Ни о чем не сожалеть на самом
деле возможно. Люди слишком часто страдают от иррационального чувства вины, в
особенности в отношении вопроса секса, которое издавна внушалось ортодоксальным
христианством. Мы должны избавиться от подобных чувств, иначе у нас не будет
реальной возможности духовного продвижения.
Если кто-то действительно
совершил ошибку, ему нужно это признать, примириться с этим и создать намерение
больше так не поступать. Но, осознав совершенное и попытавшись это исправить, можно просто
выбросить это из головы – просто забыть об этом и идти дальше, оставить это
позади: если вы будете и дальше нести этот груз, это не приведет ни к чему хорошему.
Буддийская традиция предписывает
различные способы, с помощью которых можно достигнуть такого
психологического эффекта. Если человек ощущает, что на него давит совершенный им неискусный
поступок, заключается ли он в большом или в малом, можно просто встать перед алтарем и
совершить простирание перед Буддой, а затем обдумать все это и сказать самому себе: «Как я
был глуп! Мне действительно не стоило этого делать, мне действительно очень
жаль». (Это особенно важно, если совершенный вами поступок причинил вред кому-то еще). Затем
вы говорите себе: «Хорошо, я больше не буду так поступать. Я буду очень
осторожен, я буду следить за собой, я буду осознан, я буду внимателен». Затем
вы читаете определенные тексты, пытаетесь сосредоточить ум на учениях Будды, пытаетесь восстановить в
памяти идеал, к которому стремитесь, если вам хочется, зажигаете несколько
свечей и благовония и таким образом очищаете свой ум от сожалений и
восстанавливаете ясность сознания, состояние радости (на санскрите это звучит как
«прамодья») и счастья.
Восторг возникает в результате высвобождения блокированной
энергии, энергии, которая замкнута сама в себе, так сказать, скрыта. В процессе
духовной жизни, особенно если человек практикует медитацию, эти блоки исчезают.
Человек идет вглубь и открывает в себе определенные глубины, устраняются
маленькие комплексы, и энергия, замкнутая в них, освобождается и поднимается.
Именно благодаря этому восходящему потоку энергии, ощущаемому как нервной
системой, так и умом, человек испытывает восторг (на санскрите -прити).
«Что такое Дхарма? — Сущность
учения Будды» У.Сангхаракшита