Материя – одна из энергий Высшего Субъекта
Mайтрея сказал: До сотворения мира существует только Высший Субъект (наблюдатель) и никого, кроме Него. Затем по Своей воле Он создает объективный мир как предмет наблюдения и воздействия. Господь является Высшим Субъектом, а все сущее - сотворенное и несотворенное – подчиненным Ему объектом. Разные качества Высшего Субъекта находят отражение в Его именах.
Субъект (существо) повелевает объективным миром (объектом, веществом). Субъект (наблюдатель) не полон (не мыслим) без объекта наблюдения (воздействия). У Высшего Субъекта существует внутренний (вечный) и внешний (временный) объекты наблюдения. Когда Субъект решает (начинает) наблюдать внешний объект, возникает материальный мир.
Сверхсубъект в одном из Своих обликов (пуруши) оплодотворяет
объект (материю) элементарными частицами сознания (субъектами, душами). С
момента, когда материя приходит в движение, она начинает существовать во
времени. С момента, когда материя существует во времени, она пребывает в трех
состояниях (гуннах). Субъекты, воспринимающие (воздействующие на) материю во
времени, есть живые существа в различных формах жизни.
Так под воздействием Сверхсубъекта материя (махат-таттва) из
состояния совершенного покоя (саттвы) приходит в движение (начинает
существовать во времени) и, воспринимаемая субъектами сознания, разделяется на
элементы (стихии). Неделимые субъекты сознания (индивидуумы), которыми
Сверхсубъект оплодотворяет материю, до этого момента покоятся в Нем.
Так однородная материя дробится на множество форм (образов в
восприятии сознательных индивидуумов). Материя всегда находится в состоянии
бездействия, отупения (тамо-гуны). От соприкосновения с материей у субъекта (индивидуального
сознания) появляется ложное "я" (ложное самоопределение).
Так совокупная материя является источником ложного
"я". Возникновение
материального мира – ни что иное, как преобразование (в сознании) бесформенной
материи.
Итак, из лона материи появляется ложное "я",
которое одновременно есть причина бытия, следствие бытия и деятельное начало
бытия. Материя порождает ложное "я", оно в свою очередь порождает ум (мысль),
а в уме существуют материальные элементы (формы), ощущения и умозрительные
построения. Материя создает ум, ум создает формы материи.
Таким образом, формы материи – это иллюзия, существующая в уме. Ложное "я" (сознание, погруженное в материю, иллюзию) существует в трех состояниях – умиротворенности, состоянии сомнения и отупения (саттвы, раджаса, тамаса).
Таким образом, формы материи – это иллюзия, существующая в уме. Ложное "я" (сознание, погруженное в материю, иллюзию) существует в трех состояниях – умиротворенности, состоянии сомнения и отупения (саттвы, раджаса, тамаса).
Ложное "я" в сочетании с состоянием
умиротворенности (саттвой) преобразуется в ум. Точно так же из соединения
ложного "я" и состояния умиротворения на свет появляются полубоги (силы,
управляющие мировыми стихиями).
Ложное "я" в сочетании с состоянием беспокойства (раджаса)
преобразуется в ощущения. Таким образом, рассуждения, построенные на чувственном
опыте (ощущениях), и соответствующая деятельность порождаются состоянием
беспокойства (раджасом).
Из соединения ложного "я" с состоянием отупения (тамасом)
появляются объекты ощущений, предметы в пространстве. Само же пространство
олицетворяет собой сознание: все покоится в нем, но его нельзя ощутить органами
чувств.
Тогда Господь бросает взгляд на пространство, смешанное с
временем, вследствие чего (у субъекта) появляется чувство осязания и воздух как
объект осязания, заполняющий пространство.
Смешиваясь (взаимодействуя) с вездесущим пространством,
воздух преобразуется в огонь. Огонь порождает (в сознании) такой объект
восприятия, как образ (форму).
Под воздействием взгляда Высшего Субъекта, соединенного с
временем, огонь смешивается (взаимодействует) с воздухом и преобразуется в
более грубую стихию, воду - объект ощущения, у которого есть вкус.
Затем Высший Субъект бросает взгляд на воду (как форму
материи), возникшую из огня. Соединившись со временем, вода преобразуется в
землю, основным свойством которой является запах.
Все свойства материальных стихий, начиная с пространства и
кончая землей, возникают только благодаря прикосновению Высшего Субъекта (Сверхсознания)
посредством Его взгляда.
Ответы Майтрейи, Глава 5 "Беседа Видуры и Mайтреи", Книга III "Шримад-Бхагаватам".