Иисусова молитва - это внутренняя работа по достижению безмолвия.

"Господи, Иисусе Христе", помилуй мя!".

В религиозных практиках таится огромный потенциал. Все эти практики связаны с дыханием. Точнее наблюдением за дыханием.

Наилучшей из этих практик, которая широко применяется в православном христианстве, я считаю технику которая называется Иисусова (сердечная) молитва.

Техника заключается в следующем: вдох мысленно направляете в сердце и произносите "Господи, Иисусе Христе", выдох мысленно направляете из сердца во внутренний объем своего тела и произносите "помилуй мя!".


Иисусова молитва состоит из трех динамических объектов - мы следим за дыханием, мы концентрируемся на области сердца, мы произносим слова. В тот момент, когда мы произносим Иисусову молитву, мы расслабляемся. Из мозга уходят все посторонние навязчивые мысли, мы избавляемся от неврозов и патологических зависимостей, мозг приобретает способность к концентрации и творческой активности.

Таким образом, Иисусова молитва - один из лучших способов добиться отдыха для мозга, один из лучших способов избавиться от беспорядка в собственной голове и бесцельного движения одних и тех же мыслей по кругу.

Иоанн Лествичник (VII век, Палестина) так охарактеризовал это состояние: "Память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь силу безмолвия".

Именно этого мы и хотим добиться - безмолвия в собственной голове. И тогда каждая наша мысль станет яркой, отчетливой, концентрированной.

Но это еще не все. Главная цель православных подвижников - научиться произносить слова этой молитвы ВСЕГДА - 24 часа в сутки, даже во сне, или, как это называют в православии, надо сделать молитву "самодвижущейся", т.е. работающей автоматически без вмешательства сознания.

Иисусову молитву практиковали и всячески пропагандировали Сергей Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский и многие, многие другие, чьи имена действительно, спустя сотни лет вспоминаются людьми с искренним уважением.

Вот, например, что пишут очевидцы в воспоминаниях о Серафиме Саровском: "Преподобный Серафим, давал те же наставления о молитве всем приходящим к нему - и монахам, и мирским, и говорил:

"Всякий христианин пусть занимается своим делом, а во время работы дома, или на пути куда-нибудь, пусть читает тихо: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". И в этом да будет все твое внимание и обучение.

С призыванием имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Св. Дух, источник всех благ, и Он управит тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте" (Житие Старца Серафима, изд. 1877 г., стр. 82-83).

Других советов Серафим Саровский не давал - он считал, что произнесение Иисусовой молитвы заменяет все другие советы.

Есть два варианта произнесения Иисусовой молитвы:

"Господи Иисусе Христе, помилуй мя" "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного" (Кстати, обратите внимание, что "золотое сечение" падает в обоих случаях одинаково на слово "помилуй") Иногда, советуют не привыкать к одному произнесению, а время от времени заменять их одно на другое.

Отцы церкви выделяют два пути достижения дара Святого Духа (т.е. проявление Божественного в человеке). Вот что об этом пишет св. Григорий Синаит:

"К этому ведут следующие два способа. 
Во-первых, дар этот открывается многотрудным исполнением заповедей, так что поколику исполняем заповеди, потолику дар сей обнаруживает свою светлость и свой блеск.
Во-вторых, приходит он в явление и раскрывается НЕПРЕСТАННЫМ ПРИЗЫВАНИЕМ ГОСПОДА ИИСУСА, или, что то же, непрестанною памятию о Боге.
И первое средство могущественно, но второе МОГУЩЕСТВЕННЕЕ, так что и первое получает от него полную свою силу." 

Т.е. Отцами Церкви признается, что Иисусова молитва более верное средство пути к Богу, чем исполнение всех заповедей, высказанных в Новом Завете, потому что включается их в себя. Они считали, что Иисусова молитва - это краткий пересказ и смысл всего Нового Завета.

Кроме того, Иисусова молитва - это внутренняя работа по достижению безмолвия, внутреннее созерцание.

В каждой религии есть подобная техника, которая и составляет деятельную основу религии.

Конечно, они отличаются, но в целом очень похожи. Главная задача каждой из этих техник добиться существования внутри своей головы фонового процесса, который в каждый момент времени наблюдает за дыханием и произносит имя Бога.

В результате этого человек сначала достигает спокойствия, успокоения мыслей, а по мере практики, попадает в специфическое состояние бесконечного блаженства.


"В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. ВСЁ СУЕТА СУЕТ". СОЛОМОН